Кто Вы?
 
О проекте

Центр учебного и исследовательского вычислительного программного обеспечения (Center of Research and Education Computing Software, CRECS) – это сайт, на котором Вы найдете разнообразную информацию о вычислительных программах и их пользовательских интерфейсах. Часть информации Центра носит аналитический характер, а другая часть касается конкретного ПО (описание его особенностей, документацию, исполняемый и исходный программный код).

Центр – это информационный ресурс, созданный несколькими энтузиастами. Описываемые здесь программы, программные библиотеки и подходы разработаны ими ради того, чтобы за счет современных программных технологий решать «почти нерешаемые» проблемы, возникающие вокруг вычислительных технологий (на стыке науки, образования и прикладных областей). К ним относятся как проблемы обучения специалистов-вычислителей, так и проблемы быстрой разработки конкретных прикладных систем с существенной вычислительной составляющей.

  • Практикам

    Для тех, кому необходимо решать чисто прикладные задачи, с большей вероятностью могут представлять интерес системы поддержки принятия решений на базе методов многокритериального ранжирования. Впрочем, как минимум одно предложение о сотрудничестве при решении прикладной задачи (основанное на уникальном механизме учета неточности исходных данных) поможет решению не только задач многокритериального ранжирования, но и любых задач, связанных с неопределенными числовыми данными (от элементарных вычислений по формулам до решения дифференциальных уравнений).

  • Исследователям

    Часть информации Центра предназначена для тех, кто хочет воспользоваться готовым исследовательским ПО – в частности, для ученых. Например, представленные системы моделирования обладают уникальной гибкостью в смысле выбора/настройки численных методов (от комбинирования методов до подключения собственных алгоритмов). Это относится и к «простым» расчетным программам, решающим один класс задач, и к комплексным системам для расчета гетерогенных моделей. Такая гибкость позволяет преодолеть распространенное предубеждение ученых (особенно математиков-вычислителей) против использования в научных целях готовых моделирующих программ. В предельном случае, программу можно рассматривать как удобный интерфейс для ввода/визуализации данных, а алгоритм расчета исследователь может разработать самостоятельно (либо «собрать» из имеющихся элементарных алгоритмов).

    Кроме того, в Центре имеется информация для тех исследователей, кто сам разрабатывает подобное программное обеспечение для своих задач. Тем исследователям, кто имеет свои разработки на Java, могут быть полезны разнообразные Java-библиотеки: библиотеки создания графических интерфейсов (научного типа), библиотеки доступа к данным (как к файлам, так и к базам данных), библиотеки вычислительных алгоритмов (как классических численных методов, так и алгоритмов, относящихся к искусственному интеллекту или многокритериальной оптимизации).

  • Преподавателям

    В рамках вузовских курсов, в условиях острой нехватки учебных часов, обучить искусству построения/реализации вычислительных моделей почти невозможно (принято считать возможным лишь обучение этому в процессе работы, как минимум, – дипломной).

    Подробнее: проблемы методики преподавания вычислительных моделей

    Центр предлагает специализированное ПО для лабораторных практикумов, решающее проблему нехватки учебных часов (которых должно хватить на практическое изучение всех тем курса без потери глубины понимания методов). При этом лабораторные программы (по крайней мере, по вычислительной математике) содержат достаточно профессиональные методы и постановки задач, чтобы применяться не только к учебным, но и к прикладным задачам.

    Указанное ПО решает проблему преподавания вычислительных методов как таковых, однако не обучает технике программной реализации методов. Те преподаватели, которые считают технические навыки важными для своих студентов, могут использовать альтернативную методику – в рамках какого-либо курса по программированию вычислительных моделей. Такую методику поддерживают представленные в Центре программные библиотеки, адаптированные к реализации студентами новых методов по аналогии с имеющимися объектно-ориентированными реализациями. Эти библиотеки, в сочетании с готовым интерфейсом для их тестирования, позволяют значительно экономить учебное время, поскольку от студентов не требуется писать всю вычислительную программу «с нуля», и они могут сосредоточиться на наиболее интеллектуальных местах программы.

  • Студентам МФТИ

    Для тех, кто хочет научиться технологиям программирования моделей и, вообще, современным технологиям разработки программного обеспечения, предлагается несколько возможностей. Во-первых, студенты МФТИ могут пройти курс по выбору «Программирование вычислительных моделей», основным содержанием которого, как правило, является решение одной из задач на объектно-ориентированную реализацию математических методов. Во-вторых, можно вступить в сообщество разработчиков Центра и решать еще более приближенные к реальности задачи (в зависимости от личных целей студента, это могут быть задачи, связанные с математическими алгоритмами или задачи, предполагающие более глубокое освоение ООП и конкретных программных технологий – GUI, БД, XML и т.п.). В-третьих, если у студента желание делать научную карьеру не меньше желания осваивать технологии, он может выполнять НИР и защищать диплом на базе описанных в Центре исследовательских идей.

Joomla Templates by Joomlashack